Мир после 11 сентября

мах

 20 лет войны с террором сыграли для США скорее отрицательную роль

На днях была годовщина одного из самых значительных событий новейшей истории. Прошло 20 лет с того страшного дня, когда весь мир с недоумением наблюдал за тем, как в прямом эфире в небоскрёбы главной страны в мире врезались гражданские самолёты. Зрелище было совершенно сюрреалистичным: причин не доверять дикторам не было, но разум не понимал, как такое возможно. Никто в тот день не мог предположить, какие это будет иметь последствия. К 20-летней годовщине 9/11 президент Байден решил окончательно вывести из Афганистана войска, которые там находились почти 20 лет назад. США любят символизм. Но не самый удачный выход из Афганистана сыграл своеобразную символичную роль, показав изменение глобальных процессов.

Когда в 2001 году в один день было убито почти 3000 американцев на территории США, сложилась ситуация, которая подчеркнула появившийся за 10 лет до этого однополярный мир. Проявилась глобальная солидарность с США. Президент Джордж Буш-младший прямым текстом заявил, что после этого события мир или на стороне Америки, или против неё. Страны НАТО превратились в единую ударную силу, которая вошла в Афганистан, Россия на протяжении ряда лет сотрудничала со странами Запада во многих сферах. США разгромили Талибан меньше чем за 2 месяца и вошли в Кабул. Возможности Аль-Каиды очень быстро сократились до символических. Аль-Каида не исчезла полностью, почти 10 лет ушло на поиск и уничтожение Усамы бен Ладена, но она перестала играть прежнюю роль. Созданная во время Холодной войны боевая мощь США показала высочайшую эффективность в сражении с противником, которого не поддерживает другая сверхдержава.

Несмотря на успехи, многие события после 11 сентября оказались не столь хороши. Разгром Аль-Каиды и Талибана прошёл очень легко, но дальнейшая попытка построить демократические государства в Афганистане и Ираке не увенчалась успехом. За два десятка лет погибли тысячи солдат НАТО и были потрачены триллионы долларов, но результаты оказались неубедительными. Необходимость вторжения в Ирак объяснялось наличием у Багдада оружия массового поражения, которое, однако, так и не было обнаружено. При этом в ходе боевых действий на Ближнем Востоке США официально применяли пытки, что ухудшило репутацию страны в мире. С января 2002 года Америка сажала людей в тюрьмы на базе в Гуантанамо, где заключенных пытали. В Вашингтоне пытались оправдать эту практику. Неудачи привели к тому, что Сирия оказалась потеряна для демократического мира. Не стоит отрицать и вклад США в появление ИГИЛ. Неумелая политика в Ираке привела к тому, что бывшие саддамовские командиры получили возможность отомстить за своё поражение в 2003 году. Но если угроза фанатиков-исламистов была быстро предотвращена, то усиление Китая осталось незамеченным. Погрязший в Ближнем Востоке Запад буквально пропустил восхождение КНР на место рядом с США. Фиаско в Кабуле стало мрачным эпилогом двух десятилетий.

В ходе борьбы с международным терроризмом был допущен ещё один серьёзный просчёт. Для сражения со своими врагами Америка стала вводить свои правила, которые называла международным порядком. 20 лет не самой успешной политики, в сочетании с игнорированием других мнений, привели к тому, что доверие к американской политике было подорвано. Пренебрежительное отношение США к ООН и усиление роли Китая в международных организациях привело к тому, что прежние международные системы сдержек и противовесов практически утратили свои возможности.

Внутренняя политика тоже была неудачной. Американское общество к 2021 году оказалось сильно поляризированным. Две ощутимых части граждан предлагают противоположные точки зрения на дальнейшее развитие государства и находятся в конфликте друг с другом, отказываясь признавать право оппонента. Войны на Ближнем Востоке высосали из бюджета огромные средства, которые могли бы быть потрачены на ремонт и строительство внутренней инфраструктуры. Но этого не произошло, и президентство Байдена началось с заявлений о том, что нужно потратить несколько триллионов долларов на обновление внутренней инфраструктуры – дорог, мостов, сетей, зданий.

Если при Джордже Буше-младшем США даже не пытались переосмыслить свою политику, то при Обаме появились первые робкие попытки. Обама уже не навязывал безапелляционно интересы Америки как единственно верные, а призывал другие страны согласиться с тем, что позиция США – единственно верная. Тем не менее, при Обаме военная группировка в Афганистане достигла максимальной величины, а в результате ударов беспилотников в разных странах были уничтожены не только террористы, но и большое количество гражданских лиц, которым не повезло находиться поблизости. Трамп оказался хулиганом, который в пику своим противникам стал озвучивать вслух то, что давно висело в воздухе: что пропагандируемые идеалы являются камуфляжем для неограниченного использования власти.

При этом, несмотря на ворох проблем, многие составляющие американской мощи остались на месте. Доля США составляет четверть от мирового ВВП, что соответствует уровню 90-х годов прошлого века. США по-прежнему являются лидером в технологическом и научном секторах. Американская армия остаётся самой сильной в мире. Хотя США сокращают свою политику на Ближнем Востоке и существенно разворачиваются внутрь – интересы США остаются глобальными. 39 млн. рабочих мест, поддерживаемых торговлей и 33 трлн. долларов иностранных активов демонстрируют, что США очень сильно заинтересованы в окружающем мире.

В настоящий момент США возглавил Байден, который поставил цели: положить конец бесконечным войнам, закончить разворот в сторону Азии, восстановить связи с традиционными союзниками США, заняться сферами кибербезопасности и изменения климата. При этом уже очевидно, что внешняя политика США ориентируется на внутреннего потребителя. США имели возможность оставить небольшой контингент войск в Афганистане, который своим технологическим превосходством сдерживал бы Талибан, сохраняя зачатки демократии в крупных городах. Вместо этого Байден в лучших традициях Трампа предпочёл как можно быстрее вывести группировку. Так же, как и Трамп, Байден сегодня пытается опираться и усиливать внутреннюю ненависть к Китаю. Враждебность к Китаю – одна из немногих точек, которая объединяет американцев с разными убеждениями. Если в 2001 году только 14% американцев считали главной угрозой для страны Китай, то сегодня это число возросло до 45%.

20 лет войны с террором сыграли для США скорее отрицательную роль. Америка не сумела укрепить международный порядок, соответствующий американским ценностям. Сама Америка ослабла. Перед мировым пока ещё лидером к 2021 году стоит куда больше вызовов, чем 20 лет назад. Разобщённому американскому обществу брошен серьёзный вызов. Удастся ли американским лидерам укрепить страну, которая долгие годы была образцом для остальных – станет видно в ближайшие годы. Пока что толпы мигрантов продолжают осаждать южные границы США. Сохранится ли это через 10-20 лет, будет зависеть от кропотливой работы всего американского общества.

Алекс Кульманов

і