Почему одни люди успешнее других

мах

Удача или провал: при чём тут дофамин и серотонин, или Как химические вещества в мозгу способны определить наши шансы на успех.

Правда ли, что мотивация зависит от химических веществ в мозгу? Что говорит наука? Ответы на эти и многие другие вопросы — в переводе статьи с Medium от Azoth.

Основа успеха

Вы когда-нибудь замечали, что некоторые люди как будто успешнее других?

Причём их успех — явление не разовое: каким-то образом им удаётся преуспевать ещё, и ещё, и ещё — и не важно, бизнесом они занимаются или чем-то другим. Тут уж любой задастся вопросом: «и почему ему (или ей) всегда всё удаётся?!»

А вот другой наш герой. Ему, похоже, не особо-то и везёт. Как бы тяжело он ни работал, в сколько дверей он бы ни стучался, об успехе тех, кто каждый день срывает куш, ему остаётся только мечтать.

Что за дела?

Может, некоторые люди и правда рождены под счастливой звездой? А может, стоит заглянуть поглубже?

Вдруг это какая-то сила определяет, как, когда и почему мы принимаем те или иные решения — причём не только жизненно важные, а и помельче, вроде того, что съесть на обед?

Иными словами, может ли нейрохимия мозга двух разных людей отличаться настолько, чтобы один из них добивался успехов в жизни больше и чаще?

По мере того, как мы расширяем свои познания в области нейробиологии и в развивающейся нейроэкономике, у нас наконец-то появляются ответы на эти животрепещущие вопросы. Оказывается, в этом замешаны два важнейших нейромедиатора — дофамин и серотонин.

Но прежде чем мы узнаем, почему же эти нейромедиаторы настолько важны для нашего успеха, давайте посмотрим, что это за штука — нейроэкономика.

Что такое нейроэкономика?

Нейроэкономика — это относительно новая отрасль науки. Её цель — понять, как работают внутренние механизмы принятия решений, и установить связь между тремя очень разными науками:

  • экономика;
  • психология;
  • нейробиология.

На первый взгляд, у них не слишком много общего. Но если посмотреть на них через призму того, как они помогают принимать нам решения, связь между ними становится куда чётче.

Решения, которые вы принимаете каждую минуту — это, по существу, результат среды, в которой вы находитесь. Это значит, что со временем ваши решения могут измениться, если изменятся ваше окружение и финансовое положение.

Например, если вы опаздываете на работу, у вас может появиться желание проехать на красный свет, но если со временем всё в порядке, вы можете остановиться на жёлтом.

Это маленький и довольно банальный пример, но он хорошо иллюстрирует мысль о том, что внешние факторы могут сильно повлиять на наши решения.

Теперь давайте посмотрим, как на них влияют дофамин и серотонин.

Дофамин и наш механизм принятия решений

Дофамин, как вы уже, наверное, знаете, — это один из наших четырёх гормонов счастья. Вот остальные члены этой «семейки»:

  • серотонин (о нём мы поговорим в следующей статье);
  • окситоцин («гормон объятий», который образуется, когда вы чувствуете близость с другим человеком);
  • эндорфины (нейрохимические вещества, которые образуются в связке с адреналином, когда вы чувствуете боль или стресс).

Дофамин — это нейромедиатор, ответственный за мотивацию и то самое ощущение, которое приходит к нам с достижением успехов. Другими словами, дофамин даёт нам начальный заряд, подталкивающий нас к достижению целей, а потом повышает последующее чувство удовлетворённости.

Исследования на мышах помогли учёным понять, что заставляет человека усерднее работать на короткой дистанции и добиваться больших успехов на длинной — и оказалось, что в этом замешан уровень дофамина в головном мозге!

Исследование показало, что люди с более высокими уровнями дофамина усерднее работали ради более крупной цели и серьёзного вознаграждения, в то время как люди с более низким уровнем дофамина выбирали дорогу полегче и награду поменьше.

Но вопрос чуть сложнее, чем «достаточно ли высок ваш уровень дофамина». Важно ещё и то, в каком именноучастке мозга он образуется — от этого зависит то, доведёте ли вы начатое до конца или же посвятите «Нетфликсу» очередной вечер.

Разбираемся, как вырабатывается дофамин

Исследование, опубликованное в журнале The Journal of Neuroscience, показало: у людей, которые больше вкладываются в работу («целеустремлённых»), какой бы сложной она ни казалась, повышалась выработка дофамина в полосатом теле и вентромедиальной префронтальной коре — отделах мозга, теснейшим образом связанных с механизмами вознаграждения и мотивации.

У тех же, кто не стремился вкладываться в процесс («бездельников»), выработка дофамина повышалась в островковой доле — отделе, связанном с самосознанием, восприятием и социальным поведением.

Как учёные смогли это задокументировать?

В исследовании двадцати пяти участникам (52% — женщины) дали выбрать между «сложной» задачей, требовавшей куда больших усилий, и «простой» задачей, на которую усилий ушло бы значительно меньше. Задачей было сыграть в своего рода игру, во время которой нужно было с разной скоростью нажимать на кнопку.

Лёгкой задачей было нажать на кнопку 30 раз указательным пальцем ведущей руки в течение 7 секунд, а сложной — нажать на кнопку 100 раз мизинцем не-ведущей руки в течение 21 секунды.

Как вы видите, разница в сложности и неудобстве значительная.

Наградой за выполнение лёгкой задачи был шанс получить 1 доллар за каждую успешную попытку, а сложной — шанс получить за неё от 1,24 до 4,30 долларов.

Да, участникам действительно полагалось денежное вознаграждение, но оно служило лишь примерной шкалой для оценки привлекательности каждого типа игры.

Более того, тот факт, что вы успешно выполнили лёгкую или сложную задачу, не гарантировал вам приза — он давал вам лишь возможность выиграть (у каждой из задач была своя вероятность успешного выполнения). При выполнении одних заданий участники действительно побеждали и получали приз, а выполнение других заданий им так ничего и не принесло.

Вот такую картинку участники видели во время испытания:

Участникам дали 20 минут, в течение которых они могли пробовать сыграть сколько угодно раз. Каждая попытка длилась максимум 30 секунд.

Все участники чередовали простые и сложные задачи, и чтобы понять, какие отделы мозга у них были активны, исследователи прибегли к позитронно-эмиссионной томографии.

Как было сказано выше, у тех, кто брал больше сложных задач, повышалась выработка дофамина в полосатом теле и вентромедиальной префронтальной коре.

Это очень заинтересовало исследователей. Раньше считалось, что дофамин выделялся вне зависимости от того, хотели вы получить вознаграждение или нет — и хотя от этого по-прежнему сильно зависит то, добьётесь ли вы успеха, оказалось, что нейрохимия лично вашего мозга тоже играет определённую роль.

Исследование показывает, что если у вас в островковой доле дофамина больше, чем в полосатом теле и вентромедиальной префронтальной коре, ваше стремление работать может быть меньше — даже если это значит, что за меньший объём работы вам заплатят меньше денег.

Вот что мы можем вынести из этого исследования: во многом всё сводится к тому, готовы ли вы не размениваться на слабенькое ощущение удовлетворённости и вместо него работать куда чаще и больше.

Однако ваш выбор в пользу второго решения в конце концов себя окупит: когда вы покорите Ту Самую вершину, благодаря дофамину вы испытаете невероятный подъём.

Пришёл успех, а с ним — дофаминовый обрыв

Когда мы добиваемся важной цели, следом неизбежно встаёт вопрос: «А что дальше?» Вы просто откидываетесь назад и наслаждаетесь плодами своего успеха или сразу идёте покорять новые вершины? Оказывается, дофамин и на это влияет!

Когда мы добиваемся успеха, уровень дофамина в мозгу, как правило, резко падает, и следующая вспышка случается нескоро. Именно в этот промежуток на нас может напасть то, чего мы так боимся — прокрастинация.

Чтобы не угодить в эту ловушку и в каком-то смысле «взломать» дофаминовую систему, вы можете поставить новую цель ещё до достижения предыдущей. Так время между вспышками дофамина значительно сократится.

Но будьте осторожны, наперёд расписывая поимку журавля в небе: порой это может помешать вашей изначальной цели. Если вы начнёте витать в облаках и планировать всё новые и новые начинания, вы можете «подсесть» на мелкие скачки дофамина — а это, как вы помните из нашего разговора о крысах, означает, что вы идёте по лёгкому пути и упускаете самые жирные возможности.

А ещё вы попросту не выполните большинство пунктов своего плана и превратитесь в очередного «мечтателя», который на словах молодец, а на деле и показать-то ничего не может.

«Взламываем» дофамин ради успеха

В каком-то смысле, погоня за успехом — у нас в крови. Мы каждый день должны выполнять поставленные задачи, а это — залог постоянной выработки дофамина: в каком-то смысле это распаляет наш внутренний огонь, и мы на подъёме после предыдущего дня трудимся и на следующий день.

Низкий уровень дофамина, в свою очередь, подталкивает нас к апатии, и вот нам уже ничего не хочется — разве что залпом проглотить любимый сериал на «Нетфликс». Из-за этого насмарку идёт не только сегодняшний день, а, возможно, и завтрашний: поскольку ежедневные задачи простаивают, запасы дофамина постепенно истощаются.

В общем, лень порождает ещё большую лень, и если мы продолжим сидеть сложа руки без вдохновения и мотивации, проблемы могут накопиться, подобно снежному кому — а после такого возвращаться в строй придётся очень и очень долго.

Но не волнуйтесь: даже если вы по природе — хронический прокрастинатор, мы вам расскажем, как с помощью небольших уловок каждый день добиваться успеха и в конце концов прийти к Той Самой цели. Небольшой приятный бонус: эти уловки сработают даже если выбирать самый лёгкий путь — в вашей природе!

Так как мне взломать дофамин?

Каким бы умным и хитрым ни был человеческий мозг, его и вправду можно обхитрить — или, скорее, обучить: сделать так, чтобы он подпитывался от мелких скачков дофамина, когда мы получаем полезный опыт. По сути, вам нужно просто создать начальный всплеск дофамина, а мозг всё сделает сам.

Алгоритм взлома дофаминовой системы
  1. Разбейте большую цель на несколько маленьких.
  2. Так вы обучите мозг привязывать всплеск дофамина к задаче, выполнение которой вы посчитаете наградой. Когда вы разобьёте большую цель на несколько маленьких, таких всплесков станет больше, и первый из них произойдёт после выполнения первой же задачи. Используйте полученный дофамин для выполнения следующей задачи, и круг продолжится сам собой.
  3. Такая последовательная подпитка дофамином создаст петлю положительного подкрепления. Благодаря ей поток дофамина будет непрерывным, и вам будет легко закончить дела.
  4. Другими словами, приучите себя ставить дедлайны и своевременно выполнять цели. Составьте распорядок дня с чётко прописанными дедлайнами (даже если их не существует) и следуйте ему!
  5. Так вы подготовите себя к успеху и непрерывному потоку дофамина.
  6. Специально выбирайте сложный путь.
  7. Помните исследование о бездельнике и целеустремлённом человеке, о котором мы говорили выше?
  8. Вы видели, что дофамин вырабатывался у обеих групп, однако на организм это влияло совершенно по-разному. Дофамин может одновременно побудить вас делать и больше, и меньше.
  9. Вот от чего это зависит. Если вы всегда будете выбирать лёгкий путь, вы будете неизбежно делать недостаточно и вместе с тем осознавать, что ваше достижение, по большому счёту, не такое уж и значительное.
  10. Но если вы будете выбирать дорогу посложнее, с более трудоёмкими задачами, вы простимулируете области мозга, отвечающие за мотивацию и достижение целей.
  11. В то же время вы должны стремиться вкладывать усилия в процесс: мало поставить себе задачи, надо их ещё и выполнить.
  12. И, возвращаясь к предыдущему пункту: разбейте более сложные задачи на небольшие и подпитывайтесь от них дофамином, чтобы достичь Той Самой цели.
  13. В общем, всё, как говорит Nike — «Просто сделай это».
  14. Нет ничего лучше строгого отношения к работе и решимости. Поставьте себе задачу и двигайтесь к её выполнению.
  15. Благодаря этому вы почувствуете, как подскочил ваш уровень дофамина, и сможете достичь даже большего.
И ещё немного

В первой части рассказа о том, почему некоторые люди успешнее других, мы подробно рассмотрели дофамин — основу наших механизмов мотивации и принятия решений, от которых в «уравнении успеха» зависит очень многое.

Дофамин может стать вашим надёжным союзником в покорении жизненных высот. Он способен помочь вам завершить всё начатое и приступить к следующему подвигу — но только если вы знаете, как заставить его работать на себя.

И, в конце концов, не соблазняйтесь кратковременным вознаграждением, даже если получить его проще простого. Стремитесь преодолевать преграды, вкладываться в работу и не отвлекаться. Если вам не хватает мотивации, просто закатите рукава и продолжайте упорствовать — всплеск дофамина и ощущение успешности с лихвой перекроют недостаток мотивации и временный дискомфорт.

і